Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Умственное воспитание детей во второй младшей группе

 

 

Сенсорное воспитание

 

Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно используя все органы чувств. 

 

                                                                            Ребенок и окружающий мир

 

  • Предметное окружение

 

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего кружения (игрушки, предметы домашнего обихода, транспорт), их назначением.

Помогать определять цвет, размер, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; удаленность их от ребенка (далеко, близко, высоко). Рассказывать о свойствах материалов: структуре поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками), прочности, твердости, мягкости.

Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т.п.), другие предметы созданы природой (камень, шишки).Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет - не тонет, рвется - не рвется). Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда - мебель; чайная, столовая, кухонная посуда).

Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

 

  • Явления общественной жизни

 

Семья. Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге.

Детский сад. Продолжать учить ориентироваться в помещении дошкольного учреждения. Напоминать имена и отчества некоторых работников детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Вызывать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам.

Родная страна. Знать название города (поселка), в котором дети живут. Побуждать их рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке, на даче).

В дни праздников рассматривать красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.

Труд взрослых. Продолжать знакомить с трудом взрослых (медицинская сестра, повар, воспитатель), обращать внимание на трудовые действия и их результат. Учить беречь то, что сделано людьми.

 

  • Природное окружение.
    Экологическое воспитание

 

Продолжать учить детей замечать состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идет дождь, дует ветер), знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т.п.).

Формировать элементарные представления о некоторых растениях данной местности. Называть детям комнатные растения, имеющме ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов). Научить различать и называть стебель, листья, цветок (травянистые растения); различать по внешнему виду и вкусу овощи и фрукты (с учетом местных условий).

Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами. Дать первоначальные представления о диких животных (живуг в лесу),

Называть отличительные особенности внешнего вида знакомым животных (лиса - рыжая, у нее длинный, пушистый хвост).

Продолжать знакомить с обитателями уголка природы, учить наблюдать, как взрослые ухаживают за ними. Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.

К концу года дети могут

 

· Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал).

 

· Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.

• Знать название своего города (поселка); с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них и любят их.

 

 

                                                                                           Развитие речи

 

  • Развивающая речевая среда

 

Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т.п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т.п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны), об интересной прогулке.

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и светстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).

Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу ("Скажите: "Проходите, пожалуйста", предложите: "Хотите посмотреть...", "Спросите: «понравились ли наши рисунки?").

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи и взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом ("Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине", "Предложи Саше сделать ворота пошире", "Скажи: "Стыдно драться! Ты уже большой").

 

  • Формирование словаря

 

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, средств передвижения. Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки можно сжать - они восстанавливают первоначальную форму), местоположение предмета (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул – табурет- скамеечка; шуба – дубленка – пальто). Учить понимать обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п. Называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Помогать различать по внешнему ввиду домашних животных и их детенышей, овощи, фрукты.

 

  • Звуковая культура речи

 

Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п - б - т - д - к -г; ф - в; т - с - з - ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы. Говорить спокойно, с естественными интонациями.

 

  • Грамматический строй речи

 

Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Учить употреблять в речи в форме единственного и множественного числа имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям переводить нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого) в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами ("Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра").

 

  • Связная речь

 

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слышать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями со .знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме, кто купил книжку, обновку).

Напоминать детям о необходимости говорить "спасибо», здороваться, прощаться, желать спокойной ночи (в семье, группе), упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.\побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.

К концу года дети могут

 

· По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

• Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения с однородными членами.

• С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

 

 

                                            Развитие элементарных математических представлений

 

Количество. Учить детей составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; различать много и один; находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один».

Объяснять, как сравнить две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к другой; определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов. Учить понимать вопрос «Поровну ли?», «Чего больше?», «Чего меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок» или «Кружков больше, а грибов меньше»

Величина. Объяснять, как сравнить два предмета по размеру (длиннее-короче, выше- ниже, больше – меньше).

При сравнении предметов по длине и высоте пользоваться приемами наложения друг на друга и приложения друг к другу.

Геометрические фигуры. Учить узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.

Ориентировка в пространстве. Помогать детям определять пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), вниз (вверх).

Ориентировка во времени. Формировать представление о частях суток: утро-вечер, день – ночь.

К концу года дети могут

 

· Находить в окружающей обстановке много предметов и один-единственный предмет

• Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; определять, каких предметов больше(меньше); сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте), определять, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже).

• Понимать слова: верхняя – нижняя, слева – налево, справа – направо.

 

© "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой

 

Последнее обновление сайта 28.03.2024